и секретам счастливой семейной жизни
И НОВОСТИ
Жюльет Бинош
Жюльет Бинош - «7 клучей моей безмятежности»
Актриса. Франция. Париж. Снималась в фильмах "Шоколад", "История любви", "Английский пациент" и др.
Она воплощает успех во всех смыслах слова и в собственной жизни всегда играет главную роль. С подкупающей простотой Жюльет Бинош согласилась поделиться с нами ключами своего внутреннего благополучия.
ВЫРАЖАТЬ СВОЙ ТАЛАНТ
Для нее необходимость заниматься искусством всегда была очевидной. Ее таланты кажутся неисчерпаемыми: всемирно известная актриса, художница (она готовит свою выставку), будущей осенью Жюльет готовится танцевать в Лондоне, в спектакле хореографа Акрама Кхана…
«В детстве я ощущала себя потерянной в жестком мире школьных оценок, бесконечных „надо“ и „нельзя“. К тому же из-за постоянных разъездов и расставаний в моей семье я не смогла научиться читать одновременно со сверстниками. Моим спасением был школьный двор — там я была счастлива, я чувствовала себя живой, могла дать волю воображению и придумывать себе всевозможные другие жизни. (Смеется.) И друзей. Игра была моим спасательным кругом. В 17 лет я поставила в школьном театре пьесу Эжена Ионеско „Король умирает“ — и когда спектакль закончился, я с абсолютной ясностью ощутила: это мое. Пусть я не знала еще, стану ли я играть, ставить спектакли или рисовать декорации, театр для меня означал жить в семье, всем вместе. Я поняла свое глубинное желание: делиться с другими тем, что у меня внутри, через искусство.
Я выросла в актерской семье, которая постоянно воевала с материальными проблемами, но всегда жила с этой жаждой искусства. Сегодня, столько лет проработав актрисой, я хочу открыть и отдать себя чему-то новому. Это желание танцевать удивляет даже меня саму. Все получилось очень просто: года два назад во время обычного сеанса массажа моя массажистка спросила: „Хочешь танцевать?“ Я ответила: „Да“. Ответила так, без задней мысли, просто сказала, как чувствовала. А оказалось, что массажистка замужем за известным английским хореографом Акрамом Кханом! Вот если бы тогда я стала рассуждать: „Как же, я танцевать не умею“ или „Я в жизни этим не занималась“, я бы никогда и не отважилась на такой шаг».
ГЛАВНОЕ
«Вещи с нами говорят, если мы умеем слышать… Наш слух, наша чуткость открывают нас для творчества. Для меня умение слушать — это умение существовать в безмолвии. Чтобы реализовать себя, свой потенциал, нужно не анализировать и рассуждать, но окунуться в свое желание, сказать себе „да“, то безусловное „да“, которое потрясает каждую клеточку нашего существа! Слово и мысль способны творить».
ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОЙ ВЫБОР
Фильм Лео Каракса «Любовники Нового моста» снимался два с половиной года. Целиком погруженная в съемки, Жюльет на тот период отказалась от множества других кинопроектов. Сегодня она по-прежнему считает особенно важным умение слушать саму себя…
«Выбор фильма сделать не так уж и сложно, несмотря на всевозможные вопросы и дилеммы. Самое трудное — это соотнести между собой разные ипостаси моей жизни, найти гармонию между ролями актрисы, матери и возлюбленной. Тут ты становишься режиссером своей жизни, и каждое твое решение влечет за собой важные последствия. Это порой головокружительный номер, испытание интуиции, в которое надо бросаться с надеждой, что все будет хорошо, когда отказываешься от какого-то фильма или решаешь сниматься в нем. Жизнь актера проходит в нестабильности, в страсти, в поиске. Ни один год не похож на другой. Порой приходится сильно поломать голову над тем, как во всем этом найти хоть какое-то равновесие, чтобы дать детям чувство уверенности, прочности жизни — с эмоциональной и социальной точки зрения. Иногда у меня бывает такое чувство, будто я передвигаюсь по жизни на пуантах, ищу опору в головокружительном хаосе. Чтобы держаться, нужна сила и нужно понимать, где небо, где земля, — иначе не выстоишь!
У меня были периоды жуткой аллергии, а с нею и тяжелых сомнений, душевной усталости, упадка сил, когда мне вообще хотелось все бросить и совсем перестать играть. Но потом ты делаешь выбор — и в момент все проясняется. Сожаление — всего лишь форма грусти, но оно дает совсем другой эффект. Стоит помнить, что выбор есть выбор и, когда он сделан, обратного пути уже нет. Точно так же и в любви. Если ты сказал „да“ другому человеку, или другому себе, или же своему собственному „Я“ — никаких сожалений быть уже не может».
ГЛАВНОЕ
«Не могу не вспомнить слова героя пьесы Альфреда де Мюссе „С любовью не шутят“, который говорил своей возлюбленной: „Все мужчины — обманщики, непостоянны, лживы, болтливы, лицемерны, надменны или трусливы, чувственны и достойны презрения; все женщины — коварны, лукавы, тщеславны, любопытны и развратны; мир — бездонная клоака, где безобразнейшие гады ползают и корчатся в горах грязи; но в мире есть нечто священное и высокое — это союз двух таких существ, столь несовершенных и ужасных! В любви часто бываешь обманут, часто бываешь несчастным, но ты любишь, и, стоя на краю могилы, ты сможешь обернуться, чтобы взглянуть назад и сказать: я часто страдал, не раз был обманут, но я любил. И жил я — я, а не искусственное существо, созданное моим воображением и моею скукой“. Последнюю фразу де Мюссе взял из письма, которое написала ему Жорж Санд».
УЧИТЬСЯ У СВОИХ ДЕТЕЙ
Жюльет — мать двоих детей, Рафаэля, 14 лет (его отец — профессиональный ныряльщик Андре Алль), и Ханны, 8 лет. С ее отцом, актером Бенуа Мажимелем, Жюльет Бинош рассталась.
«Когда мне было 11 лет, я уже воображала себе, как когда-нибудь у меня будет сын, перед сном я разговаривала с ним, представляла себе, какое идеальное воспитание я ему дам: никакого оружия, никаких игр в „стрелялки“, буду водить его в музеи… Двадцать лет спустя все это выглядело чуть-чуть иначе! (Она хохочет.)
У меня очень рано проявился материнский инстинкт. Было много кукол, только не Барби. От родной сестры и от двоюродных мне доставались поломанные куклы, я раскладывала их на кровати, играла в больницу, чинила их. А иногда они становились бродягами, которых надо было приютить, накормить и подлечить.
Признаюсь, меня восхищает то, как мои дети помогают мне по-настоящему становиться матерью. С ними я взрослею. Дети — это лучшая школа жизни. Мне кажется, они научили меня говорить. В молодости я была довольно зажатой, не умела выразить свои чувства словами, особенно если случалось расставаться».
ГЛАВНОЕ
«Мы отражаемся в своих детях, как в зеркале, но при этом никто из нас не хочет повторять ошибок собственных родителей. Благодаря детям я постигаю наше различие: они не такие, как я!»
СЛУШАТЬ СВОЕ ТЕЛО
Уже много лет Жюльет использует биологически чистые продукты, занимается по методике пилатес. Она лечится гомеопатическими средствами, использует альтернативную медицину и покинула свой родной Париж ради возможности жить на природе.
«Моя жизнь подчиняется некоторой дисциплине. Занимаясь своим телом, я стараюсь не разделять сознание и физические ощущения: когда выполняешь упражнения, нужно, чтобы мысли не блуждали где-то далеко, а наполняли твои движения. С биопродуктами я знакома с детства — ими питались в моей семье. Но в 15 лет я оказалась с сестрой в Париже, у нас не было ни времени на готовку, ни денег, и мы в основном покупали консервы. И года через три я стала замечать, что это отражается на моем здоровье. Я поняла, что тело посылает нам сигналы, это некий язык, который надо расшифровывать постоянно. Я лечилась обычными препаратами, но потом была вынуждена искать другой путь. Так я открыла для себя гомеопатию, акупунктуру… Детей я стараюсь лечить гомеопатическими средствами, хотя отношусь к этому без фанатизма. И для меня очень важно качество воздуха, которым мы дышим. Мы живем за пределами мегаполиса, этот зеленый уголок я выбрала для детей. А мне просто необходимо ощущать смену времен года и знать, что лес где-то недалеко».
ГЛАВНОЕ
«Необходимо особое внимание, чтобы слушать свое тело, потому что ум беспокоен, а мысли любят бродяжничать».
ГОВОРИТЬ ПРАВДУ
Она всегда стремится быть точной — и в жизни, и в ролях. Все, кто с ней работал, свидетельствуют: она отдает другим все без остатка, с огромной профессиональной честностью.
«Чтобы выстроить свою личность, необходима правдивость. Это главное условие сосуществования с самим собой. Правда — не легкая дорога, которая сама ведет нас вперед, но ее не обойти. В последнее время если мне и приходилось солгать, то только в ответ на вопрос, видела ли я тот или иной фильм. Мне и неловко, и раздражает это меня, и мне совсем не хочется демонстрировать свое невежество… и я говорю, что, конечно, смотрела. (Смеется.) Вообще-то, я смотрю мало фильмов.
Я стараюсь поощрять в своих детях желание говорить правду. В нашем доме позволено многое: бить стаканы и тарелки, пачкать или терять вещи, но я очень бдительна во всем, что касается слов. Ложь — это внутренний тормоз, наши страхи и опасения блокируют нас. Но если мы открыто им противостоим, эти страхи заставляют нас расти, отвага придает сил.
Актерская игра — прекрасное упражнение в правдивости. Когда ты правдив, твоя игра точна, зритель следует за ней не анализируя, ведь им не манипулируют. Есть разные стили игры, но правда — вне стиля. Искренняя игра исключает любые формы манипулирования».
ГЛАВНОЕ
«Отдавать по-настоящему — значит уметь полностью забыть себя. Талант содержится в нас, но нам он не принадлежит, он — это не мы сами, тут не надо путать. Это как с успехом. Если говоришь себе: „Этот золотой божок — я и есть“, ты ничего не понял. Мне кажется, талант „играет“ актером гораздо больше, нежели он играет сам».
БЕРЕЧЬ СЕРДЕЧНЫЕ СВЯЗИ
Свои гонорары от съемок в рекламе Жюльет отдает в ассоциацию помощи детям Камбоджи. Она считает, что личная помощь действеннее, нежели громкие коллективные кампании.
«Я помню, как однажды после долгой размолвки моя сестра пришла на съемки Country of My Scull (фильм Джона Бурмана о периоде после апартеида в ЮАР. — Прим. ред.). У нее была идея снять документальный фильм про эпоху примирения. Я, конечно же, согласилась. Этот фильм помог нам снова обрести сердечную связь, которую мы создавали вдвоем.
У меня есть очень близкая подруга, почти сестра. Я познакомилась с ней не так уж давно, но между нами сразу возникло некое взаимопроникновение. Она многому меня учит. Другие мои учителя — некоторые из моих театральных преподавателей. Это люди, которые умеют видеть по-настоящему, с ними я вхожу в резонанс, и это помогает мне двигаться вперед, развиваться. При этом я остаюсь „свободным электроном“: у меня есть сильные дружеские связи, но я от них не завишу. Я нуждаюсь в сердечной связи. У меня есть потребность любить, но без зависимости. И раз я требовательна к себе, то и к другим тоже. Мне нужна душевная поддержка, без нее в жизни не выстоять. И люди, с которыми я работаю, как правило, дают мне гораздо больше, чем я ожидаю».
ГЛАВНОЕ
«Алхимия человеческих отношений начинает действовать, только когда вокруг есть другие. Но, если не вкладываешь в них сердце, отношения невозможны».
ГОВОРИТЬ С НЕВИДИМЫМ
Название ее настольной книги — «Диалоги с ангелом»*, она ищет вдохновения во многих духовных традициях. Сегодня новый предмет ее интереса — физические свойства времени.
«С детства самым естественным образом у меня сохранилось чувство, что помимо видимого вокруг нас существует иной, невидимый мир. Хотя иногда получается так, что я от него отдаляюсь. Когда я была подростком, в периоды душевного упадка мне случалось очутиться от него очень далеко.
Быть актрисой — значит обращаться к кому-то иному, нежели ты сам, к высшему безмолвию, потому что один ты с такой работой не справишься. И в эти моменты одиночества никакой режиссер не поможет: он занят другим. Тогда я говорю с моим ангелом: если я не знаю, как поступить, я прошу у него смелости, чтобы решиться шагнуть вперед, пусть даже у меня получится неловко. Ангелы — прекрасные помощники. А наше дело — найти верные слова, которые будут услышаны, и ощутить в душе отклик, который даст силы двигаться вперед, превосходя себя».
ГЛАВНОЕ
"Ангел — не кто иной, как доброжелательный „ты сам“, который помогает справиться с реальностью, с ее испытаниями. Никогда не надо забывать благодарить своего ангела».
Подготовила Лоранс Фолеа
* G. Mallasz «Dialogues avec l’ange». Aubier-Montaigne, 1994.
Опубликовано PSYCHOLOGIES №26, 2008
Расскажите, пожалуйста, подругам. Это им будет полезно: