Коко Шанель
КЛЮЧИ К ПОНИМАНИЮ
Габрие́ль Бонёр Шане́ль, прозванная Коко Шанель, была ведущим
французским
кутюрье
, чей модернизм, вдохновлённость мужской модой и следование дорогой простоте в создаваемой одежде сделали из неё, возможно, самую важную фигуру в истории
моды
XX-го столетия.
За 88 лет жизни она принесла в женскую моду приталенный
жакет
и маленькое чёрное
платье
, дала свое имя стилю одежды, костюму, Дому моды, духам. Неутомимая изобретательница, Шанель создала массу нового, но прежде всего... женщину, которую до нее никто не знал. Влияние Коко на
высокую моду
было настолько сильным, что её — единственную из
истории моды
—
журнал «Тайм»
внёс в список ста самых влиятельных людей
XX века
.
ПРОСТО ЗНАЧИТ КАЧЕСТВЕННО
Она любила простую еду, прогулки, удобную, не стесняющую движений одежду и спортивную обувь. Простота была для нее показателем качества – и одежды, и жизни. Одним из атрибутов этого стремления к простоте Шанель считала ножницы, которые носила с собой на ленте: «Я упрощаю, все время отсекаю лишнее, ненужное».
СВОБОДА ЕСТЕСТВЕННА
«Нужно, чтобы в костюме можно было двигаться. Наклоняться. Играть в гольф. В хорошо сшитом платье можно танцевать и даже ездить верхом». Она предложила женщинам трикотаж (из которого до того делали лишь мужское белье), короткие стрижки, сумку через плечо – освобождение от сложных, стесняющих конструкций и порабощающих отношений было ее кредо. В ее стремлении сконструировать рукава так, чтобы можно было абсолютно свободно двигать руками, было нечто большее, чем профессиональная задача, – протест против искусственности и бессмысленной декоративности, идущими вразрез со здравым смыслом.
РАБОТАТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ
«Я – пчела, родившаяся под знаком Льва», – говорила она о себе. Ее невероятная трудоспособность была тем качеством, за которое ей прощали многое: бескомпромиссность, требовательность, сложный характер. Сама она считала, что работа помогает женщине поддерживать хорошую форму: «Только работа дает нам бодрость духа. А дух, в свою очередь, заботится об участи тела». Она не признавала наемных дизайнеров для своего дома и работала над своими моделями до самого конца. Свою последнюю коллекцию она сделала в 87 лет.
ЗАНИМАТЬСЯ ТЕМ, ЧТО ЛЮБИШЬ
«Я все делаю истово». Для нее это было главным – знать, чего хочешь, и неотступно следовать выбранному пути. Следовать голосу сердца и в профессии, и в сугубо личном. На вопрос о секрете ее прозорливости и невероятной интуиции, позволяющей сделать коллекции столь успешными, она отвечала: «Я всегда задаю себе вопрос: скажи честно, ты могла бы носить это?»
ИМЕТЬ СВОЕ СУЖДЕНИЕ
Свободы от социальных стереотипов требовала ее мятежная натура. Любые атрибуты статуса вызывали у нее протест. Именно она ввела в моду искусственные драгоценности, вернее, мастерски перемешала натуральные и искусственные камни. «Украшение – это не более чем декоративный элемент, деталь костюма. А не состояние, которое носят на шее и которое можно продать в случае нужды». Но в ее стремлении к свободе был своего рода аскетизм, жесткая самоцензура, свойственная всем перфекционистам, – когда единственным (и самым строгим) судьей человек остается для себя сам.
В одном из своих интервью она как-то сказала:
«Женщина не может быть счастлива, если она нелюбима, а ей нужно только это. Женщина, которую не любят, — это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, — погибшая женщина. Она может спокойно умирать, это уже не важно.»
Та Вершина, которую Габриель Коко Шанель достигла в мире моды, так и осталась непокоренной.
ОБ ЭТОМ
Марсель Эдрих «Загадочная Коко Шанель» Глагол, 2007.
Эдмонда Шарль-Ру «Время Шанель» СЛОВО/SLOVO, 2007.
Использованы материалы журналов:
PSYCHOLOGIES №33, 2008, Статья «Коко Шанель, хозяйка своей судьбы» Евгения Лисичкина
People's History.
Сиротка из приюта навсегда вошла в историю - шанелизировала весь мир. Как? У нее были свои способы.
Каждое утро Габриэль (Коко) Шанель начинала жить заново
. Она методично избавлялась от груза невыгодного ей прошлого. Всякий новый день она вычеркивала из памяти все тягостное из дня вчерашнего. Детство и часть ее юности покрыты завесой тумана. Она творила свою легенду самостоятельно, придумывая факты, запутывая своих биографов. Габриэль выбросила за борт, как хлам, по меньшей мере 10 своих лет и, осознав это, как ни странно, почувствовала, что у нее появилось больше времени. Она стала меньше нуждаться во сне, плодотворнее размышлять. Своей судьбой она доказала: из прошлого будущее вовсе не вытекает, в любой момент можно начать карьеру. Ей легко было закрыть на долгие годы главное свое детище - Дом моды, чтобы потом, в 71 год, когда ее и в расчет-то уже не принимали, вернуться в бизнес и достичь прежних высот.
Любую преграду на пути Шанель рассматривала как указатель нового направления.
В начале своей карьеры она не имела права изготавливать "настоящее" женское платье, так как ее могли привлечь к ответственности за незаконную конкуренцию, ведь она не была профессиональной портнихой. Тогда Шанель стала делать платья из мужского джерси и создала на этом состояние. Подобным образом рождались все ее платья-открытия. Созидая, Коко не изощрялась, а упрощала. Она не рисовала свои модели и не шила их. Просто брала ножницы, накидывала ткань на манекенщицу и, пока та, не шевелясь, стояла, резала и закалывала бесформенную массу материи, пока не проявлялся гениальный силуэт. Однажды у Коко загорелась газовая колонка и опалила ей локоны. Тогда новаторша отрезала косы и гордо вышла "в люди". Так в 1917 году возникла мода на короткую женскую стрижку. До Шанель дамы обязаны были быть длинноволосыми.
Шанель не допускала в свою жизнь случайных людей, поэтому с ней почти не происходило случайных событий. Критерий был элементарен: она чутко распознавала тех, кому не нравилась, и уходила от них. Ее друзьями были Кокто, Дали, Пикассо, Дягилев, Стравинский.
Учителем Коко стала любовь
. Любовники были ее университетами. По невидимым каналам любви бесперебойно она "перекачивала" в себя знания и умения своих мужчин. Поэт Пьер Реверди, предвосхитивший Элюара, Поль Ириб, карикатурист, политик и издатель, герцог Вестминстерский, самый богатый человек в мире, великий князь Дмитрий. Каждый из них являл собой личность. А Коко до поры становилась калькой, копиркой, чеховской Душечкой. Верховой езде, смакованию устриц, английскому языку, игре в теннис, охоте на лис и кабанов, рыбной ловле, изданию газет научилась от них в совершенстве. Каждый ее мужчина привносил что-то свое и в женскую моду, и в другие ее начинания. Она не была ни химиком, ни парфюмером. Но благодаря князю Дмитрию познакомилась с выдающимся специалистом Эрнестом Бо, сыном служащего русского царского двора. Бо предоставил к услугам Шанель свои уникальные парфюмерные познания. Коко нюхала, выбирала, и сама - без нее ничего бы не вышло! - остановилась на формуле духов "Шанель № 5", состоящей из 80 ингредиентов. Впервые появился не конкретно цветочный, быстро улетучивающийся, а абстрактный, стойкий аромат, до сих пор покоряющий мир.
Коко Шанель сделала парадокс образом своей жизни и движущей силой своего таланта.
До нее черный цвет считался краской бедности и траура. Женщины без причины не смели носить черную одежду. Шанель провозгласила черный популярным и роскошным. В течение пяти лет она выпускала только черное, и ее "мрачные" платья продавались, как булочки, с начинкой - с маленьким белым воротничком и обшлагами. С Шанель начались белые женские пижамы. Вообще, она "обобрала" мужчин, ввела в женскую моду их жакеты, блузки с галстуками, их запонки и шляпы.
Независимость была ее богом, аксиомой жизни. Еще с первым любовником Коко открыла свободу, какую дают деньги, если не ты служишь им, а они служат тебе. Друзья роскошно жили за ее счет, она покрывала их огромные долги. Это был ее принцип - платить, чтобы забыть, что за нее когда-то платили. С помощью денег она победила свою застенчивость, ведь раньше в салонах она не раскрывала рта. Колоссальные прибыли даровали ей уверенность и способность говорить публично.
Внещняя красота в женщине провозглашалась ею как часть успеха, иначе нельзя никого ни в чем убедить.
Чем старше дама, тем важнее для нее быть красивой.
Шанель говорила: "В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 - его лепит жизнь, но в 50 вы должны заслужить его сами... Ничто так не старит, как стремление молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, что более привлекательны, чем три четверти плохо ухоженных молодых женщин".
Сама Шанель была похожа на вечного лучезарного подростка. Она весила всю жизнь столько, сколько в 20 лет. И еще: она дала дамам не только новый стиль, но и новое лицо, воплотившее эпоху, - "мордочку мятежной сиротки с грацией олененка". Два-три раза в столетие появляются нестандартные типы лиц, которые вдруг затмевают признанных красавиц и вводят другой канон красоты. Шанель была из таких!
Использованы материалы статьи Галины Качук «Семь секретов Коко Шанель», Работница