и секретам счастливой семейной жизни
УКРЕПИТЬ СЕМЬЮ И БЫТЬ
МУДРЫМ РОДИТЕЛЕМ
1000 и одна ночь – великая сила любви
«Дошло до меня, о, счастливый царь...» - обращалась Шахерезада к своему возлюбленному, султану Шахрияру. Больше половины сказок «Тысяча и одна ночь» начинаются именно этим зачином. Шахерезада была дочерью визиря царя Шахрияра, и ее папа-визирь был настолько умен, что женился на очень мудрой женщине, которая и родила ему двух дочек: Шахерезаду и Дуньязаду. Мама учила дочек тому, как надо вести себя с мужчиной, чтобы обращать его гнев на милость и быть не просто желанной ему, а необходимой. Конечно, люди в паре обмениваются чем-то друг с другом, но есть аспекты себя, которые отдавать нельзя. Понимание этой разницы необходимо, чтобы осознавать, что между вами происходит и насколько это способствует укреплению связи в настоящем и в перспективе. Будучи женщиной зрелой и образованной, Шахерезада могла оставаться в отношениях с Шахрияром, потому что знала, что сама выбрала своего мужчину. Для сравнения скажем, что созависимая женщина остается в отношениях потому, что испытывает сильный страх остаться одной, и ей кажется, что больше мужчин для себя она не найдёт. И как женщина зрелая, Шахерезада умела получать удовольствие от простых вещей, эстетически наслаждаться искусством и красотой; не обижаться на мужчину и не ждать от него, что он обеспечит ее счастье; восхищаться партнером и уважать его за то хорошее, что в нём есть, позволяя ему быть в чём-то несовершенным. Именно эти качества позволяли ей легко и неперечливо приостанавливать сказку на самом интересном месте, как только ее «застигало утро», и спокойно отпускать своего султана в его мужской мир… до вечера. Опять же, для сравнения: созависимая женщина может радоваться жизни и понимать, что «счастье есть», только когда она рядом с любящим её мужчиной; накапливает обиды за несбывшиеся мечты и со временем закрывает своё сердце для мужчин; идеализирует партнера и ожидает от него решения всех проблем, особенно в кризисных ситуациях; цепляется, боится, не доверяет. И, пожалуй, самое главное, что сделало Шахеризаду известной на века возлюбленной – это то, что она заботилась о партнере из любви, но продолжала чувствовать себя свободной. (Созависимая женщина заботится из страха потерять его и отдаёт ему свою свободу, потому что всё равно не знает, что с ней делать). Канву самих сказок можно трактовать как алгоритм, этапы, по которым происходит инициация (раскрытие мужественности и женственности). В данном случае – результат – исцеление мужского сердца, обретение способности любить после предательства. И формирование мужско-женского союза – сакрального брака. Почему убивал Шахрияр? Он стал это делать после пережитой драмы – любимая жена изменила ему на его глазах. Таким образом, она его отвергла, бросила, предала. Брошенность – это ощущение человека, с которым в одностороннем порядке прекратили общаться. Тем самым, бросающий своей властью помещает человека, будь то ребёнок, муж, друг, любовник или партнер, в объектную позицию, то есть, обходитсяся с ним, как с вещью. Человек из субъекта стал объектом, и у него нет никакой, кажется, власти, вернуть себе субъектность, вернуть активность в этом значимом для него взаимодействии. Он должен просто подчиниться и примириться, в каком-то смысле согласиться стать "никем". «Брошенность» оставляет брошенному очень небольшой репертуар действий. Он может тосковать. Бессильно гневаться. Сожалеть. Винить себя за ошибки. Или, если он наберётся смелости, то эта смелость будет направлена в сторону бросившего. Это именно то, что случилось с Шахрияром. Каждый раз после «ночи любви» он испытывал невыносимую боль из прошлого, его гнев приобрел жестокий и разрушительный характер. То есть, брошенный очень сфокусирован на бросившем. Ему посвящены достижения. Он виноват в неудачах. В конце концов, именно ему нужно отомстить и доказать. Это изматывающее состояние. Человек как будто принуждён посвящать все свои действия бросившему. У него нет свободы развернуться в сторону других людей, какое-то (иногда долгое!) время он бессилен построить новые отношения, в которых ему комфортно. Травмированный брошенностью теряет живость и жизненность. Сложность ещё и в том, что когда человек бросает, происходит какое-то его обожествление, или демонизация, то есть, в глазах брошенного он наделяется чертами всемогущества, становится нуминозным персонажем. Как мне быть с человеком, на которого я вообще никак не могу повлиять? А он на меня может. Потому что он двигается, он вызывает у меня впечатления, чувства. А вдруг он захочет ко мне обратиться? И тогда он на меня повлияет. А я на него не могу повлиять в ответ. Это нерешаемая задачка. Мозг не может это вместить. Подобного рода фрустрацию переживает мальчик, когда его родная мать «отвергает» его ради отца. При этом, если родители достаточно мудры, они поддержат подрастающего сына. Четко сформулировав для него картину: Отец: «я – мужчина. У меня есть женщина, твоя мать» Мать: «я – женщина. У меня есть мужчина, твой отец» Оба: «а у тебя, сын мой, будет своя женщина» Этот период сопровождается фрустрацией, но пережив ее, юноша становится взрослым и освобождается. В противном случае так называемый «материнский комплекс» проецируется на женщину, и продолжается месть за измену матери. Как проявляется в жизни? Шахрияр убивал своих жен. В обычной жизни мужчина может уходить из близкого контакта, «бросать» - как бы заранее страхуя себя от очередного травмирования, которого могло бы не случится. Он «бросает первым», чтобы снова не оказаться в такой ситуации. Т. е. примеряет на себя роль «бросающего», чтобы выйти из контакта хоть в какой-то степени не разрушенным. Отражением этих процессов могут быть разводы, любовные треугольники, приступы ревности, измены. В терапии важно помочь брошенному восстановить свою свободу и активность, способность мысленно (а иногда и реально) вернуться во взаимодействие с бросающим. Потребовать и получить от него признание своей значимости в отношениях, хотя бы и уже завершающихся. Вернуть себе контакт со своими потребностями. Вернуть себе силу признавать свою правду в отношениях, свою правоту, и на этой основе завершить, а точнее – совершить, наконец, действие расставания.
Это с помощью уникальных и роскошных сказок сделала для Шахрияра его мудрая жена. Искусно обойдя сопротивление сознания, она «опустилась» в самые глубины его души, помогла пережить недопрожитое горе, отчаяние, безысходность. Именно на этой фазе происходит основная конструктивная работа горя, - по выражению психолога Ф. Е. Василюка, перевод случившегося в прошлое, «творение памяти». «В этот момент не просто происходит отделение, разрыв и уничтожение старой связи, как полагают все современные теории, но рождается новая связь. Боль острого горя – это не только боль распада, разрушения и отмирания, но и боль рождения нового. Так, пройдя через горнило страданий, и только так, мы сможем снова обрести свою цельность, научимся снова жить настоящим и радоваться жизни. И делала это Шахерезада, многократно обезболив для султана этот процесс с помощью метафор, благостной среды, почтения (соблюдения иерархии), собственной целостности. Приглашаем Вас "пробудить" в себе мудрость, очарование и женскую силу Шахерезады на тренинге-инициации по сказке « 1000 и одна ночь » 1-2 октября 2016.
(при написании статьи использованы материалы Виталия Елового «Терапия брошенности»)
Пишите , с удовольствием ответим на волнующие вас вопросы.
C любовью, Юлия Корнейчук |
Расскажите, пожалуйста, подругам. Это им будет полезно: